МЕНЮ
Методы
психологического
моделирования
реальности
обзорная статья
Дисклеймер: данная статья, это мое личное мнение - индивидуальный взгляд на моделирование в психологии.

Моделирование – метод научного исследования ситуаций, основанный на построении и изучении моделей, с целью помочь человеку получить новую информацию, принять решение или приобрести новый опыт.

Моделирование может касаться ситуации любой сферы человеческой жизни: конфликта в отношениях, нарушения здоровья, поиска работы, кризиса в бизнесе - моделировать можно абсолютно всё.

Моделирование помогает:
- найти оптимальное решение,
- оценить имеющиеся варианты,
- увидеть ситуацию с разных сторон,
- побороть сомнения и страхи выбора.

Далее я предлагаю собственную классификацию методов психологического моделирования.
К каждому из методов прилагается практическое занятие или курс.


Системное Моделирование

Метод Системное Моделирование позволяет практически мгновенно увидеть глубинный смысл какой либо проблемы, задачи или ситуации и смоделировать пути её решения.
Автор метода Системное Моделирование (СМ)

Александр Васильевич Зелинский (г.Запорожье, Украина)
изучал системное организационное консультирование, нлп, эриксоновский гипноз, расстановки.

Системное Моделирование это уникальное сочетание системной феноменологии расстановок и модальной логики (а если рассматривать бизнес, то ещё и классических моделей анализа и планирования).

В результате такого сочетания получился беспрецедентный инструмент, позволяющий проявить неосознанные человеческие убеждения на очень глубоком уровне - там, где они только зарождались.

При всей трансформационной мощи метода, наиболее сильные результаты удается получить только с помощью интерпретаций ведущего, поэтому интеграция изменений в текущую жизнь подчас требует от человека большой осознанности и ответственности.

Я использую Системное Моделирование в тех ситуациях, когда нужно глубоко "копнуть" - в этом у СМ нет альтернатив, или когда человек пришедший на консультацию говорит, что уже много чего попробовал и ничего не помогает.

Поскольку СМ работает с глубинными смыслами и убеждениями, то очень эффективно использование этого вида моделирования для прояснения и осознания таких понятий как личная уникальность, талант, смысл жизни, предназначение, миссия, карьера, симптом, отношения (а если рассматривать бизнес: успешность организации, лидирующий принцип, стадии развития, стиль управления).
Символическое Моделирование (Чистый язык)

Метод Символического Моделирования возник из методики Чистого Языка, разработанной в 80-х годах Дэвидом Гроувом (Новая Зеландия). Психотерапевты Пенни Томпкинс и Джеймс Лоули добавили к Чистому Языку дополнительные вопросы и назвали методику Символическое Моделирование.
Авторы метода Символическое Моделирование (СиМ)

Пенни Томпкинс и Джеймс Лоули (Великобритания).

В 1993 года они зарегистрированы в UKCP, Британском Сообществе Психотерапевтов как НЛП-терапевты.

Именно с того момента, они начали работать с клиентами, а когда познакомились с работой Дэвида Гроува (David Grove) создали Символическое Моделирование.
Отличие Символического Моделирования от других методик, в том, что ведущий в процессе моделирования только направляет исследователя в его движении по метафорической модели, не интерпретируя то, что проявляется и не внося своих собственных суждений о том, как на самом деле устроен мир исследователя или его проблема.

Достоинство СиМ в том, что его элементы без всякой адаптации можно применять практически в любой помогающей сфере, однако у метода есть свои ограничения, поскольку исследователь наблюдает модель через призму собственных убеждений и травм.

Я использую Символическое Моделирование в ситуациях когда человеку требуется помощь в работе с непонятным и неопределенным запросом (состоянием) или в случаях когда нужно осознать препятствия и обзавестись ресурсами на пути реализации своих замыслов.
Пространственное Моделирование

Говоря о Пространственном Моделировании, мне прежде всего хочется упомянуть оригинальный метод Социальная Панорама психотерапевта Лукаса Дергса, который лег в основу этого вида моделирования.
Автор метода Социальная Панорама Лукас Дергс (Нидерланды).

Лукас социальный психолог, тренер, художник, музыкант, писатель.

Он один из "пионеров европейского НЛП", внёсший наибольший вклад в развитие НЛП в Европе, разработкой универсального инструмента для анализа и изменения человеческих отношений - метода Социальной Панорамы.

После того, как Жиль Фоконье (Франция) открыл такое понятие, как «Психическое пространство», стало ясно что мы подсознательно проецируем все что с нами происходит в своё окружающее пространство (справа, слева, спереди, сзади и т.д.).

    Подсознательно мы живём как внутри трёхмерного театра, в котором мы можем видеть, слышать, чувствовать запах и вкус, путешествовать, переживать, конфликтовать и расслабляться.

    В Социальной Панораме действует формула "расположение = отношения". Роль ведущего сводится в основном к тому, чтобы направлять исследователя в его движении по модели образного 3D пространства, в отдельных случаях используя небольшие интервенции и интерпретации.

    Пространственное моделирование не заменимо в тех ситуациях, когда человеку требуется быстро справится со страхом или аффектом, разобраться в отношениях, осознать причины дискомфорта в новом пространстве, изменить свое негативное отношение к знакомым или незнакомым людям.
    Метафорическое Моделирование

    Безусловно с метафорой работает огромное количество методов.
    Но поскольку я являюсь тренером МАК, то термином Метафорическое Моделирование в данном описании я обозначаю моделирование с применением метафорических ассоциативных карт (МАК).
    Издатель первых метафорических ассоциативных карт

    Моритц Эгетмейер (США).

    Создателем первой колоды МА-карт был художник Эли Раман (Канада). В 1975 году он создал колоду карт, на которых были нарисованы его собственные абстрактные живописные произведения.

    В 1983 году состоялась судьбоносная встреча Эли Рамана с немецким издателем и психологом Моритцом Эгетмейером.

    Моритц увидел в картах Эрли уникальный инструмент, который может подтолкнуть человека, пришедшего за помощью к психологу, к откровенной беседе о своих проблемах.

    Для меня метафорические ассоциативные карты оказались очень удобным инструментом для моделирования и осмысления отношений и ситуаций.

    Из колоды абстрактных картинок, полагаясь на собственные внутренние ощущения, нужно выбрать карты обозначающие объекты или процессы рассматриваемой ситуации.

    А дальше происходит "чудо": позиционируя выбранные карты в пространстве стола, у исследователя появляется возможность прояснить для себя отношения и увидеть взаимосвязи, как бы со стороны наблюдая разворачивающуюся картину.

    Самое важное в МАК это то, что изображение на карте обходя ментальные фильтры резонирует с глубинным бессознательным исследователя, рождая метафорические образы и проявляя все новые и новые подробности.

    МАК один из моих самых любимых инструментов моделирования!
    Ролевое Моделирование

    Термином Ролевое Моделирование я хочу обозначить те методы, которые позволяют моделировать поведенческие особенности человека: это техники работы с архетипами, система Станиславского, моделирование стратегии Уолта Дисснея и т.д.
    В связи с моделированием ролей хочу написать о Школе Игры.
    Её создатель, актер Вадим Демчог (Россия), сделал её в сотворчестве с нлп-тренером Татьяной Мужицкой (Россия).

    Школа Игры — это набор тренингов (включающий в себя актерские, арт-терапевтические и НЛП-техники), который помогает участникам посмотреть на мир, как на многообразие игровых моделей и ролей.

    В процессе моделирования ролей человек получает уникальный опыт переживания и проживания роли в контексте какого-либо игрового сценария.

    - "Мы никогда не будем счастливы в играх, созданных другими", пишет Вадим в своей книге "Играющий в пустоте".


    В мире существуют тысячи книг рассказывающих как разбогатеть, как добиться успеха, как стать счастливым. В этих книгах содержатся умные рассуждения, личные истории, подробные описания и пошаговые инструкции - но, как нам всем известно, количество богатых, успешных и счастливых не увеличивается пропорционально количеству выпущенных экземпляров.

    Чего в этих книгах нет, так это описания того, как сделать всё что написано конкретному человеку, со всеми его особенностями, убеждениями, привычками и сопротивлению к изменениям. Нет технологии перевода написанного в книге в личный опыт, понимание и навык.

    Но человеку можно помочь получить этот опыт, понимание и навык в безопасном для него пространстве игры. И особенно впечатляющих результатов можно достичь с помощью моделирования ролей.

    Технология моделирования Школы Игры заключается в постижении трех составляющих игры: Роль - Актер - Зритель. Благодаря этому удается глубоко погрузиться в ролевую бытийность и извлекать в дальнейшем практическую пользу из опыта пережитой роли.

    Я использую технологии Ролевого моделирования, когда человеку в движении к его успеху необходимо помочь понять как конкретно реализовывать тот или иной выбранный сценарий его жизни.

    В такой ситуации моделирование и проживание ролей оказывается ключевым моментом перехода от слов к действиям.

    Если Вы много и давно о чем-то мечтаете, но не смотря на наличие плана, никак не можете приступить к выполнению задуманного, возможно у Вас просто нет освоенного набора необходимых ролей, для реализации этого плана.
    Само-моделирование

    Не могу обойти упоминанием ещё одну, мной очень любимую и эффективную технику моделирования.
    В этой технике нет ведущего, точнее ведущий находится в роли модели, создающей пространство для процесса самомоделирования.
    Расстановка Травмы, так называется этот процесс.

    Его автор, доктор психологических наук Франц Рупперт (Германия).

    Франц Рупперт собрал и описал в 2005 году признаки психической травмы.

    В угрожающей человеку ситуации активируются древние участки мозга, отвечающие за выживание, в том числе лимбическая система, вследствие чего запускаются в ход связанные с выживанием автоматические реакции: импульсы борьбы и бегства.


    Если борьба или бегство невозможны, например, в продолжительных ситуациях опасности, лимбическая система провоцирует состояние замирания, а в этом состоянии восприятие реальности и самовосприятие претерпевают серьёзные изменения: чувства страха и боли исчезают.

    В результате действия этого механизма личность расщепляется на "выживающее "Я" и "травмированное "Я" (кусок души или та часть, которой доступна вся информация о травме). Если перенёсшему травму человеку впоследствии не удастся вспомнить, осмыслить и снова почувствовать пережитые чувства — душевный раскол сохранится.

    Достаточно часто такой душевный раскол проявляется как то, что человек говорит о постоянной усталости, невозможности сконцентрироваться на нужном ему материале или не понимает, что его ограничивает, но наблюдает эти неявные ограничения.

    В начале своей практики я использовал процесс Расстановки Травмы по прямому назначению - травматерапии, но впоследствии анализируя результаты клиентов, я пришел к выводу, что Расстановку Травмы по Ф.Рупперту являются очень эффективным методом само-моделирования практически любой области человеческой жизни.

    Поскольку ведущий никак не вмешивается в процесс моделирования, открытия и навыки полученные в таком процессе в высшей степени экологичны, изменения в жизни людей, прошедших несколько сеансов Само-моделирования как правило очень впечатляющие.

    Исследователь самостоятельно двигается в своем внутреннем метафорическом пространстве, составляя свое представление о том, как устроена моделируемая ситуация и находя ресурсы для ее изменения в желаемую сторону.
    Лично я получаю огромное удовольствие от того, что психологическое моделирование столь многообразно и мы можем использовать разные его формы.

    Александр Некрасов (с)2015.
    Made on
    Tilda